1.**ISO/IEC 12207:1995..** Информационная технология. Процессы жизненного цикла программного обеспечения.
1.**ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств»**
2.**ISO/IEC 9126-1:2000.** Информационная технология. Качество программного обеспечения. Часть 1: Модель качества.
«Программное обеспечение является неотъемлемой частью информационных технологий и традиционных систем, таких, как транспортные, военные, медицинские и финансовые. Имеется множество разнообразных стандартов, процедур, методов, инструментальных средств и типов операционной среды для разработки и управления программным обеспечением. Это разнообразие создает трудности при проектировании и управлении программным обеспечением, особенно при объединении программных продуктов и сервисных программ. Стратегия разработки программного обеспечения требует перехода от этого множества к общему порядку, который позволит специалистам, практикующимся в программном обеспечении, «говорить на одном языке» при разработке и управлении программным обеспечением. Этот международный стандарт обеспечивает такой общий порядок».
3.**ISO/IEC 9126-1-3: 1998.** Информационная технология - Характеристики и метрики качества программного обеспечения: Часть 1. Характеристики и подхарактеристики качества; Часть 2. Внешние метрики Часть 3. Внутренние метрики (Первое издание).
4.**ISO/IEC 9126:1991.** Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.
2.**ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99**
5.**ISO/IEC 12119:1994.** Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и оценка качества.
Стандарт определяет базовое понятие программной системы – «жизненный цикл» (ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002 «Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207»).
6.**ISO/IEC 14598-1:1997.** Информационная технология. Оценивание программного продукта. Часть 1: Общее руководство.
7.**ISO/IEC 14598-4:1999.** Информационная технология. Разработка программных средств. Процессы для заказчика.
3.**ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99**
8.**ISO/IEC 15288: 2000.** Управление жизненным циклом. Процессы жизненного цикла системы.
вводит понятие модели жизненного цикла как структуры, состоящей из процессов, и охватывающей жизнь системы от установления требований к ней до прекращения ее использования.
9.**ISO 687:1983.** ИТ. Управление конфигурацией программного обеспечения.
10.**ISO 6592:1985.** Информационная технология. Руководство по документации для вычислительных систем.
4.**ГОСТ 12207-99**
11.**ISO 6592:1986.** ОИ. Руководство по документации для вычислительных систем.
В тексте стандарта, работы, входящие в состав основных, вспомогательных и организационных процессов охарактеризованы очень общо, фактически намечены только их направления, поэтому для того, что бы приступить к проектированию понадобятся стандарты и дополнительная литература, раскрывающая содержание каждого отдельного процесса или, что еще лучше, отдельной работы.
12.**ISO 9127:1987.** ИТ. Пользовательская и рекламная документация на пакеты программ.
13.**ISO 9294:1990.** TO. ИТ. Руководство по управлению документированием программного обеспечения.
5.**ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование»**
14.**ISO 15846:1998.** ТО. Процессы жизненного цикла программных средств. Конфигурационное управление программными средствами.
Содержит указания, которые определяют порядок тестирования продукта на соответствие его требованиям к качеству. Тестирование является трудоемким процессом. Согласно оценкам некоторых специалистов процентное
15.**MIL-STD-498:1994.** Разработка и документирование программного обеспечения.
распределение времени между процессами проектирование – разработка – тестирование находится в отношении 40-20-40. В этой связи широкое распространение получают системы автоматизации тестирования. В стандарте IEEE 1209-1992 «Recommended Practice for the Evaluation and Selection of CASE Tools» сформулированы общие требования к функциям средств автоматизации тестирования.
16.**ISO TR 9127:1988.** Системы обработки информации - Документация пользователя и сопроводительная информация для пакетов программ потребителя.
17.**ISO 14102:1995.** Информационная технология - Оценивание и выбор инструментальных средств CASE.
6.**ГОСТ 12207-99 в ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»**
18.**IEEE 1063-1993.** Пользовательская документация на программное обеспечение.
Каскадная модель предусматривает последовательную организацию процессов. Причем переход к следующему процессу происходит только после того, как полностью завершены все работы на предыдущем. Каждый процесс завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы работа могла быть продолжена другой командой разработчиков.
19.**IEEE 1074-1995.** Процессы жизненного цикла для развития программного обеспечения.
20.**ANSI/IEEE 828 - 1990.** Планирование управления конфигурацией программного обеспечения.
7.**ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению»**
21.**ANSI/IEEE 829 - 1983.** Документация при тестировании программ.
под характеристикой качества понимается «набор свойств (атрибутов) программной продукции, по которым ее качество описывается и оценивается».
22.**ANSI/IEEE 983 - 1986.** Руководство по планированию обеспечения качества программных средств.
Стандарт определяет шесть комплексных характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество ПС.
23.**ANSI/IEEE 1008 - 1986.** Тестирование программных модулей и компонентов ПС.
8.**ГОСТ 28195-89 «Оценка качества программных средств. Общие положения»**
25.**ANSI/IEEE 1042 - 1993.** Руководство по планированию управления конфигурацией программного обеспечения.
на верхнем, первом, уровне выделяет 6 показателей – факторов качества: надежность, корректность, удобство применения, эффективность, универсальность и сопровождаемость. Эти факторы детализируются в совокупности 19 критериями качества на втором уровне. Дальнейшая детализация показателей качества представлена метриками и оценочными элементами, которых насчитывается около 240. Каждый из них рекомендуется экспертно оценивать в пределах от 0 до 1. Состав используемых факторов, критериев и метрик предлагается выбирать в зависимости от назначения, функций и этапов жизненного цикла ПС.
26.**ANSI/IEEE 1063:1993.** Пользовательская документация на программные средства .
27.**ANSI/IEEE 1219 - 1992.** Сопровождение программного обеспечения.
9.**ГОСТ 28806-90 «Качество программных средств. Термины и определения»**
28.**ISO 8402:1994.** Управление качеством и обеспечение качества – Словарь. Второе издание.
В стандарте формализуются общие понятия программы, программного средства, программного продукта и их качества. Даются определения 18 наиболее употребляемых терминов, связанных с оценкой характеристик программ. Уточнены понятия базовых показателей качества, приведенных в ГОСТ 28195-89.
29.**ISO 9000-3:1997.** Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 3. Руководящие указания по применению ISO 9001 при разработке, поставке, монтаже и обслуживании программного обеспечения. Второе издание.
Вопрос обеспечения качества ПС требует особого внимания, поскольку согласно постановления правительства РФ №113 от 02.02.1998 соблюдение требований международного стандарта обеспечения и управления качеством ISO 9000 – обязательное условие для получения госзаказа.
[*Список стандартов в информационных технологиях*](http://www.garshin.ru/it/_htm/standards/it-standards.htm)
На современном этапе недостаточно иметь только методы оценки качества произведенного и используемого программного средства (выходной контроль), необходимо иметь возможность планировать качество, измерять его на всех этапах жизненного цикла программного средства и корректировать процесс производства программного обеспечения для улучшения качества.